Интересный город

Добро пожаловать!

Закрыть

Логин:

Пароль:

Вы вошли как гость, рекомендуем Вам авторизироваться либо пройти процесс регистрации . Если Вы забыли пароль, то Вы можете его восстановить .
 

Есенин -120 лет со дня рождения (1895 - 1925)

Русской поэзии XX века невозможно представить без стихов Сергея Есенина. К вершинам поэзии поэт поднялся из глубин народной жизни. С юности в сердце запала Россия, ее грустные и раздольные песни, бунтарский разинський дух и кандальний сибирский звон, церковный благовест и сельская тишина, веселый девичий смех и горе матерей, потерявших своих сыновей на войне. И потом все это нашло свое отражение в стихах Есенина.

Сергей Александрович Есенин - русский поэт, певец русской природы, человек бурной и печальной судьбы, автор задушевных и музыкальных стихов, многие из которых и теперь звучат как романсы - "Отговорила роща золотая", "Не жалею, а не зову, не плачу", " письмо к женщине ".

Сергей Александрович Есенин ( рус. Сергей Александрович Есенин; родился 21 сентября ( 3 октября ) 1895 , Константиново , Рязанской области - умер 28 декабря 1925 , Ленинград ) - русский поэт .

жизнеописание

Родился в селе Константину Рязанской области 3 октября 1895 года в крестьянской семье. Детство Сергея прошло у деда и бабы (по матери). Дедушка с бабушкой очень любили своего внука. Дед будущего поэта, знаток церковных книг, мечтал видеть Сергея образованным человеком. Бабушка поэта смогла раскрыть внуку красоту народной поэзии, знакомство с которой побудило его к написанию первых стихов.

1904 мальчика отдали в земскую школу, где он учился пять лет вместо четырех, потому что его оставляли на один год за плохое поведение. Воспитание было преимущественно религиозным, что в значительной степени отразилось на раннем творчестве поэта. «Стихи - с 8 лет. Учился много, но ничего не закончил »- писал позже о себе. В школе написал немало стихов, которые присылал в московские и петроградские журналы.

Сергей Есенин детские и юношеские годы провел среди родной рязанской природы. Стихи начал писать рано во благоприятным влиянием своей бабушки, которая сумела передать внуку всю красоту народной устной и песенной речи. Поэтическую палитру он осваивал в живом общении с природой и «народом-язикотворцем", для которого красочная образность было не приемом, а самой сущностью мышления; мир виделся ему как "омут розовых туманов", "осеннее золото лип", "дярный мак заката". Тема трогательно прекрасной русской природы навсегда вошла в поэзию Есенина.

Об источниках своего творчества поэт написал в "Автобиографии": неизгладимое впечатление оставили "слепцы, странствующие по селам", которые пели "духовные стихи о прекрасном рае, в Лазаре, в Миколе и в женихи, светлом госте из града неведомого". Патриархально-религиозные мотивы, эхо переводов глубокой древности странным перезвоном откликнулись в поэзии С. Есенина (сб. "Радуница", 1916).

Потом и сам приехал в Москвы (1912), где стал членом Суриковського музыкально-литературного кружка, объединявший начинающих писателей из рабочих и крестьян. В стенах народного университета Шанявского он получал основы гуманитарного образования, слушал лекции о западноевропейской литературе, о русских писателей, на университетских поэтических вечерах читал свои стихи, по оценке А. Блока, "свежие, чистые, громкие":

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа ...

Не выдать конца и края -

Только синь сосет глаза.

( "Гой ты, Русь, моя родная", 1914).

Хотя Москва была охвачена революционным движением, молодой поэт не увлекался рабочим жизнью и не положил его в основу своего творчества. Он тянулся к зображання патриархального прошлого Руси, в частности села.

Переехав в Петербург (1915), С. Есенин знакомится со многими поэтами "серебряного века" (А. Блоком, Г. Ивановым, З. Гиппиус, Д. Мережковским и др.). Первым поэтом, с которым встретился молодой Есенин в Петербурге в 1915 году, был Блок. "Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные", - такой отзыв дал А. Блок на стихи Есенина после их первой встречи. За несколько недель пребывания в столице о нем заговорили как о чуде. Молодой поэт стал знаменитым, популярным в литературных салонах, много работает и активно печатается в столичных журналах. Его величали "народным златоцвитом" за удивительную способность все "превращать в золото поэзии". Тогда же было отмечено, что для поэзии Есенина "ничего нет дороже чувство Родины".

Сам поэт подчеркивал: "Обратите внимание, что у меня почти совсем нет любовных мотивов ... Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве".

Теме Родины посвященные лучшие произведения поэта: "Край ты мой заброшеный", "Край любимый! Сердцу снятся ...", "Русь". Родной край видится поэту то веселым с оживленной косовицей, с "громкой песней на лугу"; то нарядной и светлой "страной березового ситца»; то ласковой стороной, где "приютились к вербам сиротливо / избы деревень". Поэт с щемящей нежностью вспоминает жизнь русской деревни с его "хилыми Хижина", "борозда милым", "несметнымы думами" народа.

Край любимый! сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

( "Край любимый! Сердцу снятся", 1914).

Особенности поэтики С. Есенина оказываются в генетическом родстве его лирики с русским фольклором: там, в глубинах народного сознания, он находил источник живого поэтического образа. В основе его поэтики - живая метафора, наделяет чертами народного характера мир окружающей природы: "плачут глухари", "дремлет ряд плакучих ив", "месяц углом облако бодает", "Проплясал, проплакала Дождь весенний". И, наоборот, в каждом проявлении народной жизни присутствует природа, стихия бытия. Вся система образов основана на чувстве единства человека и природы. Поэтический словарь Есенина обогащенный исконными народными словами и оборотами, авторскими неологизмами.

Лирический герой Есенина - молодой поэт, "вечно странструющий странник", в душе которого уживаются две России - "земная" и "небесная", что идет в будущее и потерялась в патриархальном прошлом. Трагическая раздвоенность его души вторит щемящими нотками в стихах, грустно песенной интонации его любовных звирнень своему краю. Мотив оставленной родного дома - ведущий в лирике Есенина:

Да! Теперь решено. без возврата

Я покинул родные поля.

Уж НЕ будут листвой крылатой

Надо мной звенеть тополя.

( "Да! Теперь решено. Без возврата", 1922).

Характерными чертами лирического героя является его близость к автору (стихи - лирическая автобиография) естественность и исповедальная открытость душевного мира ( «стихи - письмо от Есенина" (Ю. Тынянов), ощущение кровной связи со всем живым на земле ( "понятен мне земли глагол") благодарное приятие мира с его извечным законом круговороте жизни и смерти ( «Я пришел на эту землю, / Чтоб скорей ее покинуть"), открытость Вселенной ( "все встречаю, все приемлю") тоска о найдены в жизни заветные идеалы.

Популярность Есенина росла, особенно после появления его первого сборника поэзии «Голубь» в 1916 году.

Октябрьскую революцию поэт встретил с воодушевлением. В статье «О себе» он писал: «В роя революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».

Революционные изменения усилили раздвоенность лирики С. Есенина, углубили трагический подтекст его любви к родине. Он приветствует новую "стальную Русь" ( "Отдам всю душу Октябрю и имею") и одновременно тоскует о "Русь уходящую" ( "Остался в прошлом я одной ногой»). Восприняв революцию с "крестьянским уклоном", Есенин видел будущее села мужицким "раем", "где нет податей за пашни, где избы новые, кипарисовым тесом крытый", - так объясняет он свои идеалы в статье "Ключи Марии" (1918).

Я люблю семью.

Я очень люблю родину!

Хоть есть в ней грусти ивовая ржавые.

( "Исповедь хулигана", 1920).

В послереволюционные годы С. Есенин ищет пути восстановления искусства, смело экспериментирует в составе группы поэтов-имажинистов, куда входили А. Мариенгоф и В. Шершеневич. Отрицая "тему, содержание искусства", они считали основой поэзии "самоценный" образ, было созвучно поэтике Есенина. Однако отсутствие "чувства родины" в поэзии имажинистов вскоре привело Есенина к разрыву с этим течением авангардизма (ст. "Быт и искусство", 1921).

Значительным событием в жизни С. Есенина стала поездка в Европу и Америку (с мая 1922 по август 1923 года), где поэт острее почувствовал духовную сущность русского народа, испытаний, выпавших на его долю. Там, в "царстве мещанства", ему не хватало "души" народа, тепла отчего края.

В своей автобиографии он писал: «Объездил всю Европу и Северную Америку. Доволен больше всего тем, что вернулся в советскую Россию ... ». Изменились его взгляды на родную страну. Ведь вернувшись, увидел много нового. И в своем творчестве стал чаще обращаться к тематике социалистических преобразований. Произведения С. Есенина проникали и в журналы Западной Украины.

Несмотря на перепады настроения, грусть и разочарование, Есенин в последние годы жизни много пишет, ездит по стране - посещает Грузию, Азербайджан (1924-1925). Его лирика становится трагической и сложной, названия говорят о пророческое предвидение поэтом тернистого и тяжелого пути новой Руси в "маленьких поэмах": "Возвращение на Родину", "Русь советская", "Русь бесприютная", "Письмо к женщине". Душа его разрывается от надежд, не сбылись, от разочарования и отчаяния. Но даже сквозь трагическую развязку его личной судьбы звучит бессмертный голос поэта, прославляет свою родину:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названья кратким "Русь"

( "Русь советская", 1924).

Думал летом поехать в Италию , к Максима Горького . Но этот замысел остался неосуществленным. С. Есенин прожил всего 30 лет. Были в его жизни и противоречия, и ошибки. В последние годы он хотел изменить жизнь к лучшему, порвать с богемой, полностью отдаться творчеству. Но не судьба. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице "Англитер" оборвалась жизнь С. Есенина. И его стихи, по словам поэта Н. Тихонова, не могут состариться, потому что в них течет "вечно молодая кровь вечно живой поэзии".

Есенин и Украины

Одна из страниц в творчестве С. Есенина связана с его интересом к украинской литературе, а именно произведений Тараса Шевченко . 1922 года поэт посетил Харьков , Впоследствии шевченковские места и даже перевел на русский язык несколько шевченковских стихов. Ниже приведены его свободный перевод на русский язык отрывка из поэмы «Княжна»:

Село! В душе моей покой,
Село в Украйне дорогой.
И полный сказок и чудес.
Кругом села зеленый лес
Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты.
И перед крашеным окном
В зеленых листьях тополя,
А там все лес и все поля,
И степь, и горы по Днепром,
И в небе темно-голубом
Сам Бог витает над селом.

поэтический стиль

Вера в свет, в красоту жизни, в человека, гуманистический пафос - главное в творчестве Есенина. В «Анне Снегина» - крупнейшем произведении последних лет своей жизни, поэт написал:

Я думаю:

какая волшебная

земля

И на земле человек.

Однако, в жизни Есенина были периоды тяжелых потрясений, глубоких душевных кризисов, когда жизненные перипетии казались ему безысходными. Тогда он писал о «черную жуть», которая бродит по холмам и охватывает своей тенью всю жизнь, о «каменные руки», сдавливающие шею села, о голосе, который превращается в предсмертный хрип. Но даже в самых мрачных стихах мечта о счастье не оставляет поэта. Это и создает остроту трагических контрастов. Есенин никогда не поэтизирует ужас и грязь, никогда не любуется дурным, но всегда его мучительно переживает. «Красота тлена», «смертельное манит» - подобные модернистские штампы были достаточно чужими мировосприятию Есенина. Ранние стихи Сергея Есенина богатые звуки, запахи, краски. Звенит девичий смех, «со звонами» плачут глухари, раздается «дремучая песня» рыбаков, играет тальянка. Спас пахнет яблоками и медом, елки льют запах ладана. Вокруг - мягкая зелень полей, ярко-алый свет зари, кадит черемуховый дым. В его героинь голубые или украшенные шитьем платки, а герой - в белой свитке и ярко-красном поясе. Горят звезды, рощи покрывает синий мрак, мрак может быть и красным, на воде - желтые блики месяца. Голубое, синее, красное, зеленое, золотистые - искрится и переливается в стихах поэта. Любуясь особенностями крестьянской жизни, картинами природы, Есенин старается не просто донести до читателя свою радость от их созерцания, но и передать, заразить его ощущением красоты жизни. Светлый и радостный колорит кажется господствующим в поэзии Есенина. Однако, и в веселых стихах скрывается боль. А это, в свою очередь, обостряет восприятие красоты жизни, высшей ценности человеческого счастья. Есенин часто изображает картины разлук, похорон, панихид. Часто его героям судьба не дает быть вместе. Вариации подобных мотивов разнообразны. Но во всех этих стихах даже смерть изображается не как реальная гибель, а как поэтическая метафора желаний, не осуществились, сожаления о возможном, но потерянное или недоступно счастье. Есенин ищет то, что даст ему возможность «и в счастье ближнего поверить». Этим он оценивает жизни. И тем самым наполняет стихи высоким гуманистическим смыслом. Еще одна важная черта поэзии Есенина - полное слияние с народной жизнью. Родная земля дала ему больше всего - народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, правде и несправедливости, счастья и несчастья, которые производились народом на протяжении веков. Ему не нужно было искать ключ к душе народа - он сам был одним из ее носителей.

По материалам Интернета

По материалам Интернета

По материалам Интернета


 

 

Календарь

«     Август 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
www.deos-auto.qa2fa8b48 Copyright © 2016 All Rights Reserved.