Интересный город

Добро пожаловать!

Закрыть

Логин:

Пароль:

Вы вошли как гость, рекомендуем Вам авторизироваться либо пройти процесс регистрации . Если Вы забыли пароль, то Вы можете его восстановить .
 

Овруч

В XII в. спрятанный в лесах Овруч выбрал в свою резиденцию Рюрик Ростиславович. Именно он поднял на месте первоначального деревянного храма каменная церковь в византийском стиле, и произошло это около 1190 Возможно, зодчим был известный мастер Петр Милонег, автор Пятницкой церкви в Чернигове .

Каким был тот четырехстолпный трехапсидный храм с двумя угловыми башнями, выдающийся для своего времени? Летописи лаконичные описании: златоглавый - а это уже о многом говорит. Богатый, значит. Нава храма имела по шесть, апсиды по два узких окна (и до сих пор в Васильевской церкви темно через эти минимального размера окна). Длина святыни 30, ширина - 17 локтей. Стены - до двух локтей толщиной - прятали за слоем извести замурованы горшки и глиняные банки - для акустики. В окнах вместо рам - дубовые доски, а в них по три круглых отверстия. Не со стеклом - с бычьим пузырями, которое там стекло ... (Сейчас, правда, в окошках таки стекло).

В интерьерах храм был покрыт фресками и позолотой - их остатки (образы Богоматери и св. Николая) были еще заметны на руинах 150 лет назад. Удивительно, как удалось остаткам храма выстояли до начала ХХ в. (храм был восстановлен в 1911 г.., ради такого события в Овруч 3 сентября автомобилем приехал последний русский царь Николай II в. Еще не с пустыми руками царь ехал? виз в подарок позолоченное паникадило - оно до сих пор есть в церкви). Ведь церковь сначала сожгли татары. Через века вокруг разрушенной святыни уже чуть ли не лес вырос - но стены держались. Еще раз храм разрушили литвины - и стены все еще стояли. Каким же крепким должен быть раствор (в него добавлялась покрошенного кирпич)! Где тогда, наверное, возникла легенда, что церковь строили не люди-строители, святые и ангелы, в руках которых камень размякал, как воск - и на нем оставались ангельские отпечатки пальцев (капитанам милиции эта информация может пригодиться). Присмотритесь к стенам церкви и сегодня: их необычная фактура с будто прилепленными кусками кусков кварцитов бросается в глаза.

Еще один перевод касался киевских святых отцов, которые шли в Овруч и несли все стройматериалы с собой (сети супермаркетов "Эпицентр" тогда еще не существовало). И когда монахи пришли в Овруч, то увидели, что собор уже возведено, работа закончена - так они повернули назад на Киев, а камни покидали по дороге - вот и имеем Ольгины купальни в Коростене и другие живописные валуны в полесских реках.

Третий предание рассказывает, что язычники-древляне, услышав небесный пение с Васильевской церкви, так были поражены, что тоже попросили "крикнуть" (спеть) под ее сводами, пообещав за это ежегодно приносить в церковь данину- гукивщизну медом. Ту дань вроде носили в храм еще долгие годы, пока Полесья ни стало окончательно христианским.

И еще одна легенда бытовала прежде: будто на развалинах храма св. Василия время от времени можно было услышать янгильськи славоспивы, а дым от невидимых кадил собирался в круг - и когда это происходило, к развалинам с неба спускалась Мадонна с ангельским свитой.

Легенды - палку о двух концах, что сейчас, что в Средние века. Как сегодня каждый турист пытается видколупаты себе кусочек кристалла в пещере, так и тогда, наслушавшись таких благочестивых сказок, народ начинал приписывать разрушенной святыни невероятные свойства. Дошло до того, что желтый кирпич с Васильевской церкви клали покойникам в гроб. Это Харону древние греки готовили по две монеты. Полищуки - люди проще, потустороннего перевозчика ждала кирпич.

Такой ажиотаж вокруг старой развалины вызвал мысль: если место такое святое, то, может, снова отправлять здесь службы? Мнение удобный и хорошая, и в убогом краю не было достаточно средств, чтобы поднять колоса из руин. Денег хватило только на возведение среди руины деревянной часовни, которая вместе со всем городом сгорела в 1578 Отстроили город, отстроили и часовню - и Хмельницкая в 1648 г.. Снова обожгла Овруч, и снова среди жертв была мини-святыня из дерева. И поляки не зря говорят, что "do trzech razy sztuka". Часовню восстановили в третий раз. Войны ей уже не угрожали, поэтому деревянное здание старилася себе со временем, чтобы по состоянию на 1784 превратиться в полную развалину. Среди каменных развалин стояла развалины из дерева. За катастрофического состояния часовню закрыли, а все утварь из нее перенесли в Николаевский костел (1748). В 1842 обвалилось своды храма-развалины. С 1860 г.. Средства на восстановление храма собирали чуть ли не по всей России: сам Овруч был бедным городком, где было всего 4 каменных дома. И храма таки повезло. Сначала руины покрыли деревянным шатром - денег тогда хватило только на это, плюс на возведение каменной часовни рядом. В 1903 руины были исследованы и сфотографированы по просьбе Императорской Археологической комиссии. Четыре года (1907-1911) церковь скрупулезно восстанавливал выдающийся архитектор А.Щусев. Ему помогал зодчий Рерих (не тот, что художник), а исследовал остатки старой церкви архитектор Покрышкин. Уцелевший фрагмент храма сохранили (это восточная алтарная часть и кусок северной стены). При работе использовали части кирпича, которая валялась вокруг церкви (знали бы они об обычае с гробом, ох ...). Те кирпича, коре были в фрагментах стен, которые восстанавливались, нумерованных - и затем вставлялись в свои предыдущие места (!). Местная кирпичный изготавливала кирпич-плинфу, подобную древнерусской. Было воспроизведено узкие галереи второго яруса (возможно, оборонительные). По мастерское воспроизведение храма Щусев получил в 1910 г.. Звание академика. Позже некоторые архитекторы высказали предположение, что Щусев ошибся: храм мог быть значительно выше, стройнее.

Росписи собора выполнили художники Блазнов, Ф.Волков и Петров-Водкин. Верхний ряд иконостату составляют иконы XVI в.

В советское время храм оставался действующим (только в 1959 г.. Закрыли монастырь при церкви). С 1990 г.. При церкви возродилась женская обитель. Дом келий сводный также Щусева в начале ХХ в. В 1997 город праздновал тысячелетие своего храма.

Еще одной живописной развалиной был на середине XIX в. иезуитский монастырь с костелом (основанные в 1678 г.). Коллегиум в Овруч переехал из спрятанного в лесах Ксаверово (городка неподалеку Овруча) - после того, как католики Киевщины остались без пасторов и без храма, местная шляхта выделила монахам живописный участок на холме для строительства. В память о первоначальном местоположение коллегиума он назывался Xaver-Ovrucense Collegium.

После иезуитов сооружением пользовались монахи-василиане (с 1773 г.), Которые продолжали заниматься также школой при заведении и достроили правое крыло к постройке келий. А в 1831 г.. В храме обустроили православную церковь (в 2001г. На этом месте вырос Преображенский собор). Костел под церковь перестроили как снаружи, так и внутри. Склепы вокруг храма были засыпаны. Здание коллегиума быстро пришла в запустение, обрушилась лестница, кровлю с дахув мещане растащили кто куда. Странная ситуация: российское правительство могло бы приспособить величественное сооружение под какие учреждения - догадались они разместить суд в бывшем доминиканском монастыре, а полицейский участок в еврейском доме? Школа тоже теснилась в каких съемных комнатах, пока под нее не было построено скромный деревянный домик.

Но вернемся от истории достопримечательности к истории Овруча. Город времен Рюрика было хорошо укреплено деревянно-земляной крепостью - говорят, валы того времени все еще заметны кое-где в Овруче. Но сильное укрепление оказалось все-таки слабым перед Батыевой ордой. После молчания длиной в век Овруч в начале XIV в. возрождается, восстанавливает укрепления, входит в состав сначала Галицко-Волынского княжества, с 1356 - в Литву, с 1569 г.. - к Речи Посполитой.

Где Литва, где Овруч - а где Крым. Даже сегодня в Черное море уезжать хорошую сутки, а уже в Средние века. Крымских татар это не смущало: они сч по разу нападали на Овруч. В 1399 поселение захватил хан Едигей. В 1506 татары уничтожила деревянную Овручскую крепость. Пришлось восстанавливать, на этот раз в камне, углублять ров. Замок имел четыре въездные ворота и шесть башен.

Это уже серьезно. По таким стенами жить как-то веселее, легче - и вот подтверждение: в 1641 Владислав IV дарит Овруче магдебургию. Еще за восемь лет, в бурном 1649-м, овруч становится сотенным городом Киевского полка. Польша получила поселения назад до в 1667 г.. Далее судьба Овруча похожа на судьбу подольских городов: с 1793 здесь захазяйнувалы россияне.

В Овруче с XVIII в. жила многочисленная еврейская хасидская община (1773 иудеи состоянию на 1847, к примеру, а в 1897 г. их было уже 3445 человек - почти половина населения города). В 1918 здесь произошел погром под предводительством атамана Козыря-звезды, во время которого большинство еврейских домов была ограблена и сожжена. В советское время в городе проживало около 2 тыс. Евреев, большинство из которых уехала в 1990-х годах.

Кроме Васильевского храма Овруч - тихое и очень провинциальный городок, который совсем не напоминает Овруч моих мечтаний. К сожалению.

К сожалению

Каким был тот четырехстолпный трехапсидный храм с двумя угловыми башнями, выдающийся для своего времени?
Еще не с пустыми руками царь ехал?
Такой ажиотаж вокруг старой развалины вызвал мысль: если место такое святое, то, может, снова отправлять здесь службы?

 

 

Календарь

«     Август 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
www.deos-auto.qa2fa8b48 Copyright © 2016 All Rights Reserved.