Интересный город

Добро пожаловать!

Закрыть

Логин:

Пароль:

Вы вошли как гость, рекомендуем Вам авторизироваться либо пройти процесс регистрации . Если Вы забыли пароль, то Вы можете его восстановить .
 

Короленко

Короленко (1853-1921) - русский писатель, публицист, общественный деятель

Короленко (1853-1921) - русский писатель, публицист, общественный деятель.

Родился в. Житомире в семье уездного судьи. Учился в Житомирской и Ровенской гимназиях. В 1871 г.. Поступил в Петербургский технологический институт, в 1874 перешел в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. В 70-х гг. Сблизился с деятелями революционного народничества. В 1876 г.. За подачу коллективного студенческого протеста исключен из Академии и выслан под надзор полиции в Кронштадт.

В 1877 поступил в Горный институт в Петербурге. В 1879 и 1880 потерпел арестов. В 1881 за отказ присягнуть царю Александру III выслан в Якутию. В 1885 г.. Поселился в Нижнем Новгороде, где развернул активную литературную и общественную деятельность. В 1886 женился на Е.С. Ивановской. В 1893 г.. Совершил путешествие в Америку.

С 1896 г.. - один из руководителей, в 1904-1918 (с перерывами) ответственный редактор журнала "Русское богатство". С 1896 гг. Жил в Петербурге. В 1900 избран почетным академиком Петербургской АН (в 1902 вместе с А. П. Чеховым отказался от звания в знак протеста против незаконной отмены выборов М. Горького в Академию; в 1918 году. восстановлен в Академии).

восстановлен в Академии)

В сентябре 1900 переехал с семьей в Полтаву. "Переезд в Полтаву, - вспоминала дочь Короленко Софья Владимировна - был счастливым событием в жизни нашей семьи. В. Г. Короленко, который вырос на Украине, любил ее климат и природу ... Мы часто ходили в городской сад и любовались красотой Полтавы. После Петербурга с его дождями и туманами Полтава казалась нам новым замечательным миром ».

Сначала писатель жил в доме Старицкого на ул. Александровской (ныне Октябрьская), с 1903 г.. - в доме врача Будаговська на ул. Мало-Садовой (ныне Короленко). Сейчас в доме Литературно-мемориальный музей В. Короленко .

Дом писателя стал центром культурной жизни Полтавы, сюда шли письма Л. толстого , А. П. Чехова, М. М. Коцюбинского (Побывал в Короленко в 1903), М. Горького , приезжали А. В. Луначарский (1920), В. П. Катаев.

Короленко быстро включился в литературно-общественной жизни Полтавщины. Наладил дружеские отношения с деятелями украинской культуры - Панаса Мирного , М. Коцюбинского , И. Тобилевичем , X. Алчевской , Г. Хоткевичем и др. В 1901 прислал в журнал "Русское богатство" новые биографические сведения о Т. Г. Шевченко , В 1902 участвовал в подготовке российско-украинского альманаха, посвященного 50-летию со дня смерти Н. В. Гоголя . В 1905 выступал на митингах в Полтаве, направленных на предотвращение еврейских погромов в городе. Осудил в печати расправу над крестьянами во время Сорочинской трагедии 1905 (поместил в газете "Полтавщина" за 12 января 1906 открытое письмо, в котором разоблачил беззаконие и массовые жестокости старшего советника А. Филонова, руководивший подавлением крестьянского выступления). В 1911 г.. Выступил на открытии памятника Н. В. Гоголю в Сорочинцах.

Годы жизни в Полтаве были заполнены интенсивной творческой работой. Здесь он завершил очерки "В казаков», писал второй цикл сибирских рассказов ( "Мороз", "Феодалы" и др.), Рассказ "Миг" и "Не страшное". В Полтаве В. Короленко продолжал свою работу редактора журнала "Русское богатство", публициста и газетного корреспондента столичных и провинциальных газет. В 1905 г.. Писатель начал работу над "Историей моего современника". В 1910 г.. Короленко напряженно работал над циклом статей "Бытовое явление", направленных против военно-полевых судов и массовых смертных приговоров.

С 1905 г.. Почти каждое лето отдыхал на х. Домики. В 1912 г.. Побывал в Финляндии, в 1914 лечился за рубежом, во Франции. Вернулся домой в 1915

Короленко принадлежит большая роль в защите евреев Полтавы от погромов в период 1905-1907 гг. Он принимал активное участие в защите Бейлиса. В годы гражданской войны на Украине и террора военного коммунизма Короленко выступал против погромов, заступался как за евреев, так и людей других национальностей, репрессированных советскими властями.

Распоряжением Еврейского совета Украины от 27.07.1998 г.. За № 48, "... Учитывая общечеловеческую гуманистическую деятельность ..." и в связи с 145-летием со дня рождения В. Г. Короленко присвоено звание "Праведник Украины" .

По его инициативе осенью 1918 в Полтаве основано "Лигу спасения детей" .

Умер и похоронен в Полтаве (см. могила В. Короленко ). Именем Короленко в Полтаве назван улицу .

Полтавщина: Энциклопедический справочник
(Под ред. А.В. Кудрицького.- К .: УЭ, 1992). Стр. 381-382

портрет - http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/about.shtml

Ссылка на страницу / ссылки на страницу:

Общество содействия физическому воспитанию детей

«Записки и воспоминания. 1888-1908 гг. »

Художественная выставка 1903

Полтава. историческая справка

Котляревского И.П. могила

Полтавские кладбища

Полтавский городской сад, парк «Победа»

Общество содействия физическому воспитанию детей

«Лига спасения детей»

Полтавская колония толстовцев

Полтава. взгляд еврейства

Дом, в котором родился А. В. Луначарский

Мемориальная доска деятелям культуры

Кагамлика Улица

Шевченко улица

Блувштейн-Селла Рахель

Вернадский

Герко (Грюнер) Неонила Ивановна

Гедеоновський Александр Васильевич

Журахович Семен Михайлович

Зверев Дмитрий Иванович

Короленко Эвелина Иосифовна

Кривинский Любовь Леопольдовна

Кривинский Мария Леопольдовна

Левин Борис Наумович

Ляхович Константин Иванович

Мясоедов

Митропан Петр Андреевич

Хмелевский Иосиф Целестианович

КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853, Житомир, - 1921, Полтава), русский прозаик, публицист, общественный деятель. Сын Уездного судьи, потомка украинских казаков, и дочери польского помещика. Близкий к идеям народничества, Короленко в конце 1870-х - начале 1880-х гг. подвергался арестам и был Сослан в Якутию.

Убежденный правдоискателями и защитник гонимых, Короленко Выступал в печати в поддержку Не только голодающих русских крестьян, разоряемых кустарей, преследуемых сектантов, но и А. Дрейфуса (см. Дрейфуса дело), ​​вотяков (удмуртов), обвиненных в ритуальном убийстве (цикл статей «Мултанское жертвоприношение », 1895-96), евреев. Еврейский вопрос в России привлекали внимание Короленко прежде всего как вопрос личной совести русского интеллигента.

Реакцией на еврейские погромы 1881-82 гг. явилось «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахему, сыне Иегуды» (1886), в котором Короленко выступила против толстовски «непротивленчества» и в защиту «гневной чести» порабощенных иудеев. В автобиографический очерке «Ночью» (1888) Короленко приводит легенду о полупомешанного «жид» Юдке, внесения в ночь на Судный день (см. Иом-Киппур) «жидовским чертом» взяточников. Легенда в переработанном виде легла в основу «малорусской сказки» «Судный день (Иом-Кипур)» (1891), где подлинный «кровопийца» - это кулак-украинец, занявшим место трактирщика-еврея. В ЭТИХ произведениях публицистическая тенденция явно преобладает над жизненностью образов. В рассказе «Без языка» (1895, 2-я редакция 1902), навеянном поездкой в ​​Америку, деятельный и добрый мистер Борк, еврей с Украины, по скромную плату дает ночлег и стол беспомощным, «безъязыким» Волынский крестьянам-переселенцам, подыскивает им работу, хотя они НЕ перестают выражать свое презрение к «еврею». Борк даже предоставляет украинской девушке Анне, брат которой бежал в Америку от преследований за участие в еврейском погроме, комнату свой дочери.

В 1890 г. Короленко писал В. Соловьеву: «Я всегда смотрел с отвращением на безобразную травлю евреев в нашей печати, травлю, идущую бок о бок с возрастанию всякой пошлости и забвения лучших начал литературы»; а значительно позже, в 1916 г., заявлял: «Я считаю то, что претерпевают евреи в России и Румынии, позором для своего отечества, и для меня это вопрос НЕ еврейский, а русский». В 1901 г. в сборнике «Помощь евреям, пострадавшим от неурожая», Короленко публикует стихотворение в прозе «Огоньки», полное надежды на лучшее будущее для всех.

Потрясенный Кишиневский погром (см. Кишинев) 1903 г., Короленко Выступает с очерке «Дом 13» (1903, в России 1905), Описывая ужасные по звериной жестокости убийства, совершенные лишь в одном доме христолюбивымы соседями, жившими до этого в дружбе со своими жертвами. Короленко, по его словам, "не имел в виду создавать проекты решения еврейского вопроса», однако высказывался со всей прямотой: «Но если бы я был одним из тех еврейских миллионеров, Которые заняты этим вопросом, я бы ... переселили, чего бы ни стоило ... огромное большинство евреев из места погрома ... ». Цензура не пропустила очерк в печать.

Антисемитизм судебных и следственных органов, извечная судьба евреев в России быть «козлами отпущения» описаны Короленко в статье «Черты военного правосудия» (1910). Так, по делу о зверски убийстве еврейской семьи Быховский был обвинений еврей Глускеру. После того, как он был повешен (так как «суд евреям вообще не верит», а все свидетели защиты были евреи), Обнаружились истинные убийцы. В этом процессе Короленко видел продолжение «Кишиневский правосудия». В процессе Маньковского следствие пошло на заведомую подтасовку фактов и лжесвидетельство полицейских-осведомителей, чтоб обвинять еврейского юношу в террористических акте. По счастью, истина раскрылась в казну, и смертный приговор был отменен. А Перец Айзенберг, учащийся зубоврачебных курсов, вернувшийся в Россию из эмиграции, был приговорен к повешение по обвинению в убийстве вместо вора-однофамильца. Обнаружение истинного преступника спасло его от смерти. Рассказ о нем Короленко завершает риторический вопрос: «Останется ли он и после этого в России, или одесский военно-окружной суд окончательно излечил его от тоски по родине ...»

С возникновением дела М. Бейлиса Короленко составляет обращение «К русскому обществу (по поводу кровавого Навета на евреев)» (газета «Речь» от 30.11.1911), подписанное М. Горьким, Л. Андреевым, В. Засулич и сотнями др. Русских интеллигентов. Это воззвание вошло как первая глава в статью «К вопросу о ритуальных убийствах», опубликованную в возглавляемом Короленко журнале «Русское богатство» (№12, 1911). Во время процесса Короленко Опубликовал в киевских и Столичных газетах 15 статей и корреспонденций, Которые способствовали разоблачение его устроителя и помогли добиться оправдательного вердикта присяжных. За одну из ЭТИХ статей Короленко был привлечен к судебной ответственности по обвинению в клевете на судебные власти. Дело было аннулирований после Февральской революции 1917 г. В сборнике «Щит» (1917), направленном против антисемитизма, Короленко поместили очерк «Мнение мистера Джаксона в еврейском вопросе», в котором отстаивал идею равноправия евреев независимо от того, как к ним относится нееврейской окружение .

В большинстве рассказов и очерков Короленко, посвященных еврейской теме, явно проступает стремление показать, что евреи более благородный и добры, чем окружающие их христиане, или, по крайней мере, не хуже. Благодаря этому в широких русских и еврейских Читательский кругах Короленко пользовался славой последовательного юдофила. В действительности же, такое отношение к евреям проистекали из позиции Короленко, який, Сравнивая современную ему эпоху реакции и антисемитизма с русско-еврейского отношениями в «эпоху великих реформ» Александра II, писал: «Теперь этой свободы уже нет. Даже литература молчит в тех или других чертах исторически сложившегося еврейского национального характера, остерегаясь совпадения с лубочной юдофобской травят. Свобода критики пасует перед угнетением ». В 1915 г. Короленко начал писать повесть «Братья Мендель» в жизни евреев черты оседлости. Судя по сохранившимся Начальным главам (опубликованы в 1927 г.), Короленко стремился создать психологически полнокровные образы и показать еврейскую среду и быт такими, какими он их видел.

В годы гражданской войны на Украине и террора военного коммунизма Короленко Выступал против погромов, а также заступался за евреев, репрессированных советскими властями, о чем можно судить по его письмам и дневникам (частично опубликованы на Западе). М. Тейфи посвятил Короленко балладу «Интеллигент» (русский перевод - 1958), где показал его защищающим евреев Полтавы от погромщиков.

Электронная еврейская энциклопедия

Владимир Галактионович Короленко
(27 (15) .07.1853 - 25.12.1921)

Бессмертно слово совести

В первую годовщину смерти В. Г. Короленко, в январе 1922 года, его идейный последователь И. Горбунов-Должностные, выступая на вечере памяти писателя-гуманиста в Полтаве, сказал: «Один человек говорил недавно в своей речи в Москве, а второй писал здесь в своей статье, что Короленко был красивый мужчина и писатель, но он отстал от возраста, потому что он не шел с такой-то партией, он из-за этого не понял мудрости наших дней. Но это большой обман их зрения. Он не отстал от возраста, а шел впереди него, как еще дальше впереди шел Лев Толстой. Они жили большим, вечным. Они шли и идут далеко впереди со знаменами большой человечности, а мы топчемся в своей разрухе, в тьме и крови, и представляем себе, что мы впереди, а они отстали ... »Только после того, как упала тоталитарная система, стало каждому ясно , что В. Г. Короленко не ошибался в своей оценке губительной идеологии и практики большевизма, особенно откровенно выраженной в «Письмах к А. В. Луначарского» (1920).

Владимир Короленко родился 27 июля 1853, в украинской семье в Житомире. В этом городе и еще в Ровно провел он детские и юношеские годы. Учился в Петровской земледельческой и лесной академии в Москве, откуда в 1876 году был исключен и выслан в Кронштадт. В 1879 году сослан в Вятскую губернию, потом в Пермь. За отказ присягнуть новому царю в 1881 выслан в Якутию, где отбыл три года. После того жил в Нижнем Новгороде и Петербурге. С 1896 - сотрудник журнала «Русское богатство».

Осенью 1900 Владимир Галактионович переехал в Полтаву, где продолжил начатую еще в 1897 литературно-общественную работу. Здесь завершил рассказ «Мороз», «Последний луч», «Государевы ямщики», очерки «В казаков». В 1905 - 1917 годах писатель каждое лето жил на своей даче в селе Домики, вблизи Большие Сорочинцы, работал над «Историей моего современника», написал статьи «Лев Николаевич Толстой», «Черты военного правосудия», «Война, отечество и человечество», « Падение царской власти »и др. На Полтавщине Короленко никогда не оставался в стороне общественной жизни. 1906 года в газете «Полтавщина» он опубликовал «Открытое письмо статского советника Филонову», где, как и в цикле статей «Сорочинская трагедия» (1907), гневно осудил расправу самодержавия над украинским крестьянством.

В. Г. Короленко известный как автор произведений «Сон Макара» (1885), «Маруся заимка» (1899), «Лес шумит» (1886), «Без языка» (1895) и др. Писатель написал около 700 статей, очерков и тому подобное. В цикле очерков «В голодный год» (1892 - 93) показал голод крестьянства как следствие антинародного самодержавного строя. Он постоянно выступал в защиту достоинства человека, против шовинизма и антисемитизма ( «Мултанське жертвоприношения», 1895; «Дело Бейлиса», 1913 и др.).

В. Г. Короленко не воспринял Октябрьскую революцию, не признал диктатуры пролетариата. Живя в Полтаве в годы гражданской войны, выступал против террора и насилия властей, которые постоянно менялись, последовательно отстаивал гуманистические идеалы. Кроме публицистических произведений, написал ряд литературно-критических работ и воспоминаний о Н. Гоголя, Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова и др.

Жизнь и творчество В. Г. Короленко тесно связаны с Украиной, украинской литературой и культурой. Он общался с М. Коцюбинского, Панаса Мирного, Г. Хоткевичем, М. Кропивницким и др. Украинская тема занимает значительное место в произведениях Короленко ( «Слепой музыкант», «В дурном обществе», «Без языка», «История моего современника» и др.). 1918 писатель приветствовал открытие первой украинской гимназии в Полтаве. В журнале «Русское богатство» печатал литературно-критические материалы о Т. Шевченко, переводы украинских писателей.

1928 году в Полтаве был открыт литературно-мемориальный музей В. Г. Короленко, которым к середине 50-х годов руководил дочь писателя София Короленко. Похоронили писателя на Городском кладбище рядом с могилой зятя - Константина Ляховича, которого он не смог спасти из большевистской тюрьмы и этим был морально надломленный. 29 августа 1936 в связи с ликвидацией кладбища прах Короленко пере-похоронили в Городском саду, возле музея. В 1962 году на могиле установлен памятник писателю, выполненный скульптором Н. Крандиевская. Сердце и мозг В. Г. Короленко хранятся в музее Киевского медицинского института.

Петр Ротач, "Колоски с литературной нивы"

http://www.pollitra.pi.net.ua


 

 

Календарь

«     Август 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
www.deos-auto.qa2fa8b48 Copyright © 2016 All Rights Reserved.