Интересный город

Добро пожаловать!

Закрыть

Логин:

Пароль:

Вы вошли как гость, рекомендуем Вам авторизироваться либо пройти процесс регистрации . Если Вы забыли пароль, то Вы можете его восстановить .
 

Жизнь Святого Василия Великого

Подробности Опубликовано Пятницы, 14 февраля 2014, 22:24 Просмотров: 3181

Подробности Опубликовано Пятницы, 14 февраля 2014, 22:24 Просмотров: 3181

В своей беседе о мученика Гордея св. Василий говорит: «Для обычных людей похвалы сплетаем из выбранных слов. Когда же речь идет о праведниках, то сама правда их дел свидетельствует их светлого образа ». Эти слова полностью можем сказать и о св. Василия. Чтобы удостовериться в его величии и славе, нам достаточно рассказать главные события его жизни.

Юношеский возраст св. Василия Великого (329-356)

Св. Василий Великий родился правдоподобно 329 года в главном городе Каппадокии - Кесарии (Малая Азия). Его отец, тоже назывался Василий, был выдающимся юристом и одновременно управлял в окрестности Кесарии раскидистыми владение своей женщины Емелии.Батько св. Василия унаследовал также большие имения по своим родственникам в Анесии (провинция Понта). Когда он позже стал профессором красноречия в Нео-Кесарии, то целая семья поселилась в близлежащих Анесии, где еще жила старушка бабушка св. Василия - Макрина.

Мать св. Василия Емелия, часто болела, поэтому воспитывала детей в основном бабушка Макрина. Ей помогала старшая сестра св. Василия, которая тоже называлась Макрина. От них Василий научился не только истин веры, но и набожной жизни. Вся семья Василия Великого определялась правдиво христианской жизнью: «С человеколюбие благого Бога, - писал св. Василий, - лаской Господа нашего Иисуса Христа, благодатью Святого Духа я поостерегся заблуждений язычества, потому что с самого рождения воспитывали меня христианские родители. С детства я научился от них Священного Писания, и оно дало мне познания истины ».

Начальные знания Василий получил от своего отца. Приметив большие способности своего старшего сына к науке, отец послал его на дальнейшие студии, сначала в Каппадокийской Кесарии, а затем в Константинополь. Там Василий не терял драгоценного времени. Неудивительно, что за короткое время «его образование превысила его возраст», - сказал о нем св. Григорий Богослов. Тогда главным занятием Василия была «философия», то есть «отделения от мира и объединении с Богом». Наконец, Василий отправился в Афин, что еще в те времена были средоточием знания и культуры.

В Афинах все еще процветала языческая философия, а греческая литература брала верх над всякой другой. Здесь Василий подружился со своим земляком, Григорием с Назиянзу: «Когда мы сверились себе о своих желаниях и набожность, которую мы оба так сильно стремились, тогда мы стали себе взаимно всем - друзьями, собратьями, как родными себе». Их ослепил блеск языческого красноречия, ибо они, как те пчелки, выбирали из языческих наук только то, что им помогало в приобретении добродетелей и скрепляли их веру. О своем быт с Василием в Афинах Григорий пишет: «Познав там обман и ложь идолов, мы утвердились в вере. Там, где подивлялы демонов (идолов), мы научились презирать их ».

Слава о обоих каппадокийцами очень скоро разошлась по всему Востоке. Когда в 356 году, «нагруженный ученостью», Василий вернулся домой, то сразу стал профессором красноречия в Кесарии.

Пока Василий находился в Афинах, в родительском доме произошли большие изменения. Отец и один из его младших братьев умерли. Четыре младшие сестры вышли замуж. Младший брат Григорий тоже женился и стал учителем риторики. Другой брат Навкратий приобрел в горах пустынником. Дома возле матери осталась только старшая сестра Макрина и младший брат Петр.

После трагической смерти своего жениха Макрина посвятила себя Богу и зажила девственное жизнью. Она уговорила тоже свою маму и они вместе начали жить духовной жизнью. К ним присоединилось еще несколько их бывших служанок. Так семейный дом в Анесии превратился в женский монастырь. Впоследствии он стал зародышем совместной жизни монахинь. Эти праведные души удерживали связь с миром только через Петра, который был их эконом, а затем духовным проводником.

Между тем популярность и успехи на профессорской кафедре вполне пленили душу св. Василия. Окруженный славой и светскими почестями, он полностью забыл о мечтах своей молодости: покинуть мир и жить только для Бога. Сестра Макрина быстро заметила тяга к миру своего старшего брата и начала даже опасаться за его спасение.

Василий - монах (357-362)

Макрина не пропускала даже малейшей возможности, чтобы не вспомнить своему брату бывших его мечты и не указать ему напрасно мирской славы. Однако ее слова падали на каменистую землю, мирская слава вполне заглушила голос совести Василия. Только семейная трагедия опамьятала его.

Навкратий часто ловил рыбу для немощных пустынников в быстрой реке Ирис. Однажды лодка перевернулась и Навкратий утонул. Несколько дней позже быстрая вода выбросила его тело на берег и рыбалки принесли его домой. Василий поспешил, чтобы порадовать свою горем убитую мать. Макрина воспользовалась с той трагической минуты и таки там, при постели больной, просила Василия наконец креститься и начать правдиво христианская жизнь.

Трагическая смерть брата, боль материнского сердца и горькие слезы сестры наконец сдвинулись сердце Василия. Вернувшись в Кесарию, он сразу крестился и стал чтецом. Поэтому с несколькими своими товарищами отправился в Анесии, чтобы там в уединении начать аскетическую жизнь. Свое постановление изменить образ жизни Василий назвал обращением: «Прогайнувавшы много времени в марнощах и потеряв почти целую молодость, чтобы большим и бесполезным трудом получить мирскую мудрость, которую осудил Бог, на конец я проснулся, как от глубокого сна. Я заметил странный свет евангельской добродетели и узнал безвартиснисть и пустоту мудрости князей мира сего, что проходятся и погибают. Я оплакивал с несказанным болью нищенскую мою жизнь.

В таком состоянии я хотел проводника, вел и поучал бы меня благочестии. Больше всего я хотел поправить мои обычаи, утраченные долгим пребыванием со злыми. Поэтому, я читал Евангелие и заметил, что нет видповиднишого способа к совершенству, как продать свое имение, раздать его между убогих братьев и так избавиться от всех забот досрочного жизни. Тогда уже душа не будет обольщаться никоим привязанностью к досрочным благ. Я молился, чтобы найти одного из братьев, который уже вел этот образ жизни, чтобы с ним я мог счастливо переплыть глубокую и бурную пролив жизни ».


Бог услышал молитву Василия и послал ему духовного проводника, ревностного аскета Евстагпия Севастийского, какой именно начал монашеский движение в Малой Азии. Правдоподобно, по его совету, Василий 357-358 года отправился в Египет и на Ближний Восток, чтобы там познакомиться с монашеской подвигом. Вернувшись оттуда, он недалеко от родительского дома в уютном месте вместе со своими товарищами построил небольшой монастырь. Здесь Василий заложил основы общего монашеской жизни, впоследствии снискало ему славу «патриарха восточного монашества».

В одиночестве и молитве, размышляя над Священным Писанием и занимаясь рукоделием, практикуя христианские добродетели и умерщвления, Василий отдался всем своим сердцем жизни «истинной философии». Так он назвал новый образ своей жизни. Здесь, в одиночестве, он занялся также писательским трудом и собрал с Оригенових писаний целую антологию под названием «Филокалия». Тогда же он сформулировал свои «Нравственные правила», в которых подал христианам 80 основных принципов нравственной жизни, выбранных только из Священного Писания. Здесь зародилась и сборка основных монашеских принципов, которую св. Василий еще раз переделал, передавая ее грядущих поколением под названием «широкие правила».

Живя строгим аскетической жизнью, св. Василий выделил следующие практические основы монашеской подвига:

1) Главной задачей каждого человека есть полностью исполнить волю Божью, которую Господь Бог открыл в Писании. Вот почему главным «уставом-правилом» монашеской жизни должно быть Священное Писание;

2) Чтобы исполнять заповеди любви к Богу и к ближнему, как и другие евангельские добродетели, нужно совместную жизнь;

3) Чтобы сохранить порядок и гармонию в совместной жизни, нужен родительский авторитет настоятеля, который объяснял бы волю Божью на основании принципов Священного Писания.

Очень скоро Василий стал не только учителем, но и образцом высокого аскетической жизни. Как когда-то св. Павел, так теперь Василий мог сказать своей братии: «Будьте моим последователями, как и я - Христа» (1 Кор. 11, 1). Св. Григорий Богослов так описал монашескую фигуру своего друга: «У нас то считается лучшим, кто больше получил различных добродетелей или хотя бы одну - в превосходной степени. А этот (Василий) так во всех добродетелях поступил, что стал словно гордостью человечества ... Он старался быть, а не только выдаваться совершенным ».

Активная жизнь св. Василия (362-370)

Василий не был сотворен к жизни в одиночестве. В уединении и в молитве он только набирался сил к апостольской труда. А его деяния были чрезвычайно многогранна.

Василий жил в часах восстановления арианизма. Он всегда заботился проблемами св. Церкви и чинно защищал Никейский вероисповедания.

Чтобы пиддержаты правоверию, Василий ездил 360 года до Царьграда, который тоже был заражен ариянизмом. Под нажимом императора друг Василия, еп. Евстатий Севастийский, а также еп. Деяний подписали арианскую вероисповедания. Это так сильно поразило Василия, что он сорвал отношения с обоими владыками, а сам отправился на одиночество в Понт.

В течение 360-362 лет Василий основал монашеские общины в провинциях Понта, Каппадокии и Армении. На них он опирался в борьбе с арианами. Просветленный Святым Писанием и аскетической жизнью, Василий за короткое время собрал вокруг себя много учеников. Благодаря его ревностной труда монашеской жизни в Малой Азии впустило глубокие корни и стало главным источником христианского возрождения.

362 года на императорский престол вступил Юлиан Отступник, который задумал возродить в своей империи язычество. Тогда старый епископ Кесарии деяний раскаялся и просил Василия помочь ему защищать никейскую веру. Василий радушно помирился с королем. Деяний рукоположил его в диакона. Теперь Василий стал видной лицом церковной жизни и более уже не мог укрываться в анесийському монастыре. Более того, его славный произведение против ариан «Против Евномия» сделал из Василия твердого защитника правоверия.

Деяний в тот же года умер, а на его место синод избрал светского человека - Евзевия. Хотя Евзевий был честным и образованным человеком, все же он мало разбирался в церковных делах, а еще меньше - на богословии. Поэтому он опирался на опыт и богословское знание Василия. Для епископа Евзевия Василий стал «советником, настоящим защитником, преподавателем Божьих дел, проводником в работе, повиреником во внутренних делах и лучшим исполнителем внешних». За короткое время слава о Василии разнеслась по всей Малой Азии, в основном же, когда 364 владыка Евзевий рукоположил его в священники.

Но вскоре Евзевий начал завидовать популярности св. Василия, поэтому Василий снова покинул Кесарию и вернулся к своим монахов в Анесию. Здесь уже были оба его брата: Григорий, которому умерла женщина, и молодой Петр, что захотел пойти по стопам Василия.

Василий и на этот раз недолго задержался в Анесии, ибо без него владыка Евзевий не мог себе справиться с управой обширной митрополии и обороной правоверию. Посредством своего друга, Григория с Назиянзу, Василий снова вернулся в Кесарию, чтобы протянуть помощников руку Евзевиеви.

Под чутким присмотром Василия Кесария не только не допустила к себе арианскую ереси, но и стала забралом никейского правоверию. Василий, кроме административных функций, принимал деятельное участие в жизни св. Церкви. Он организовывал монашество, в порядок литургические службы, заботился убогими и защищал обиженных. Материальная помощь голодающим и отважный выступление Василия против богачей во время голода 368 года снискали ему титул «спасителя Кесарии». В течение шести лет священнического деяния Василий четко проявил свою апостольскую ревность.

Весной 368 года, еще до начала голода в Кесарии, умерла мать св. Василия, Емелия. Он очень болезненно пережил ее потерю, приписывая преждевременной смерти своей матери своим грехам: «Единую потеху, которая была в моей жизни, свою маму, я потерял своих грехах».

На Владич престоле (370-379)

Владыка Евзевий умер летом 370 года. Синод, хоть не без труда, выбрал Василия его преемником, который практически управлял митрополией уже несколько лет. Василий для Кесарии, и для всей митрополии, был святым Владыкой, который отмечался высоким знанием, большими ораторскими и писательскими способностями, опытно управлял Церковью и имел незыблемую веру святых Отцов.

Епископы св. Василия состоялись в Кесарии 14 июня 370 года и принесли большую радость верным. Даже Афанасий Великий из Александрии приветствовал святого владыку. Он назвал Василия «славой Церкви» и подчеркнул, что «такого епископа хотела бы иметь каждая провинция».

Став епископом, св. Василий сразу почувствовал всю упорство своих противников. Прежде всего против него взбунтовался несколько епископов, которые противились его выбору на Кесарийский митрополичий престол. К ним присоединились еще монахи Евстатия, отказываясь принять монашеское правило Василия. Ариане тоже усилили свое наступление, потому что получили для себя нескольких епископов, между которыми был также бывший учитель и друг Василия - Евстатий, епископ Севастийский. Император Валенте (364-378), убежден ариянин, начал давить на всех епископов, чтобы они подписали арианскую вероисповедания. Василий, однако, не подвел ожидания правоверных. Он выстоял!

372 года, на самое Богоявления, в Кесарию прибыл император Вален со своей свитой. Василий не вышел его приветствовать, а отправился к своему престольного храма на службу. Император тоже пришел на св. Литургию и по отправлении долго разговаривал с Василием в церкви - за престолом. Хотя их разговор был частная, без свидетелей, все же император позже признался, что он не посмел предложить Василия перейти на ариянизм. Вален, подивляючы многочисленные благотворительные учреждения, которые Василий построил в пригороде Кесарии, передал ему для бедных большую сумму денег. Смелое противостояние Василия императору полностью знезброило ариан и противников святого владыки.

Когда 373 года умер великий Афанасий, все тяготы борьбы против арианизма спал на плечи Василия Великого. Святой епископ отважно боролся с коварной ложью и уже 375 года написал свой крупнейший догматический произведение «О Святом Духе». Это произведение св. Василия стал забралом правоверию о Пресвятой Троице на целые поколения.

Кроме борьбы с арианами, Василий приступил к тяжелой и неблагодарной работы - помирення поместных Церквей и сочетание их архиереев. Он был уверен, что успешной оружием в борьбе против ереси было бы примирение и объединение владык. Поэтому он старался завязать отношения со всеми правоверными епископами, как это понятно из его собственных слов: «Хорошо бы меня не судить на основании мнения того или иного епископа, сами не живут честно, по правде, а скорее согласно мнению многих епископов по всем мире, которые соединены со мной лаской в ​​Господе. Спросите писидийцив, ликаонцив, изаврийцив, фриґийцив обоих провинций, ваших соседей армян, македонцев, ахайцив, илирийцив, ґалийцив, испанцев, всех итальянцев, сицилийцев, африканцев, ловких египтян и тех, что еще остались в Сирии. Все они посылают ко мне свои письма, а я к ним. С тех писем вы можете узнать, что мы все одной мысли и одного убеждения ».

Когда интервенция св. Василия у Папы Дамазо (371-373) относительно объединения антиохийских церковных общин закончилась неудачей, он начал надеяться, что созыв Вселенского Собора окончательно разобьет силу ариан и заверит единство Христовой Церкви. Василий не дождался осуществления своих желаний. Однако вскоре после его смерти состоялся второй Вселенский Собор в Константинополе 381 года, заверил победу правоверию над ариянизмом. А в этом была большая заслуга Василия Великого.

На Владич престоле Василий тоже заботился о социальную благотворительность. Уже предварительно он раздал свое имущество бедным. Теперь он строил много благотворительных заведений по своей пространной митрополии. Знаменитым было пригород благотворительных учреждений в Кесарии, которое Василий построил своими собственными силами, а благодарный народ назвал «Василиядою». Павел Аллярд, большой знаток жизни святого, утверждает, что видимо «никто из первых времен христианства, не построил столько мощных благотворительных заведений, как Василий».

Василия «съедала», так сказать, ревность о Божий. Он был от природы слабого здоровья, которое еще больше подорвал суровыми умерщвления. Однако он никогда не освобождал себя от одной работы или долга. Он щедро жертвовал все свои силы и таланты для славы Божьей и добра ближним. К концу своего жертвенного жизни он строго хранил все монашеские правила. Василий служил Богу неделимым сердцем: Господу он всегда тосковал, к Богу ему "давно было спешно».

Господь Бог исполнил его желание и забрал его к себе в заранее его благородной жизни, 1 января 379 года. Он отдал свою душу Создателю со словами Спасителя на устах: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46).

Василия справедливо назван Великим. Св. Церковь провозгласил его святым. Мы почитаем его как одного из крупных Отцов Церкви. Он действительно был тем «огненным столбом», так пылал любовью к Богу и людям!

Он действительно был тем «огненным столбом», так пылал любовью к Богу и людям

ИСТОЧНИК:

  • о. Афанасий Пекарь Ордена, «Совершенный христианин», в-во «Миссионер», Львов 2005 г., стр .. 9-24.

Добавить комментарий


 

 

Календарь

«     Август 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
www.deos-auto.qa2fa8b48 Copyright © 2016 All Rights Reserved.