Интересный город

Добро пожаловать!

Закрыть

Логин:

Пароль:

Вы вошли как гость, рекомендуем Вам авторизироваться либо пройти процесс регистрации . Если Вы забыли пароль, то Вы можете его восстановить .
 

Нехристианский Шевченко?

Вопрос: «Не раз приходилось сталкиваться с неприятием некоторых произведений Тараса Шевченко со стороны церковников. Особенно странно, что деятели Церкви постоянно критикуют поэму «Мария»: я ее читаю - и ничего предосудительного в ней не нахожу. Может, чего-то не понимаю? »

Отвечает Виктор Гребенюк, литературный редактор информационно-издательского центра епархии, член Союза христианских писателей Украины.

Хотя духовная тематика занимает значительную часть творчества Шевченко, и слово «Бог» на его страницах - среди наиболее употребляемых, отношение Тараса Григорьевича к православию было очень непростым. Часто он искал истину и за православием, увлекался протестантизмом и деизмом (философское течение, учит, якобы Господь только создал мир, но не заботится о нем). Причем объектом его критики, и то в резких словах, были не только Русская Православная Церковь как служанка царизма, и не только церковная традиция целом, но и Сам Бог. Поэтому Христианские Церкви - не только РПЦ, но и те, что занимают проукраинские позиции, - относились к некоторым произведений Шевченко с осторожностью. «... Национализм Шевченко чужой здоровым принципам веры и морали», - писал епископ УГКЦ Григорий (Хомишин), имея в виду, в частности, эти строки Кобзаря из поэмы «Сон» ( «Горы мои высокие ...»):

Я так, я так люблю
Мою Укрáину убогую
Что прокляну святого Бога,
Ее душу погублю.

Особенно не воспринимают церковные критики поэму «Мария». Писал ее, Шевченко пользовался апокрифами, то есть теми писаниями ранних христиан, которые не вошли в Новый Завет. Однако отдельные детали, почерпнутые из апокрифов (что Дева Мария, осиротев, была служанкой в ​​Иосифа Обручника; родившей Иисуса по дороге в поле и т.д.), сути веры не касаются и вполне приемлемые для художественного произведения.

Гораздо серьезнее другое. В поэме рассказывается, что в Иосифов дом однажды пришел посланец, говорящий людям о грядущего Спасителя. Мария пошла в овраг за водой, гость - за Ней. После этой встречи у колодца, по Шевченко, Дева Мария забеременела (однако и в дальнейшем называет Ее «Пренепорочная»). Причем посланника поэт именует - "дивочний гость тот лукавый», а дальнейшее Ее брак с Иосифом - «недостаток выдернутый».

Более того. К поэме «Мария» Шевченко написал предисловие, но потом решил выделить ее в отдельное произведение - «Во Иудеи во дни они ...». Он, как и «Мария», входит в стандартный издание «Кобзаря», однако с его черновым автографом ознакомиться можно только в Полном собрании сочинений в двенадцати томах (К.: Наукова. Мнение, 2001. - Т. 5. - С. 506 -507). Тарас Григорьевич пишет об Иисусе Христе и Пресвятую Богородицу так: «покрытки сына привела», «И в Вифлеем с младенцем пошла», а к Спасителю трижды обращается словами «Байстрюче праведный». И хотя эти строки автор впоследствии заменил, однако в некоторых кругах они были известны и все же наложили определенный отпечаток на всю восприятия поэмы.

Известный литературовед Иван Дзюба в предисловии к Шевченковской энциклопедии пишет по этому поводу так: «Уверенный, со спокойной смелостью титана, переосмысления, очеловечивание канонизированного христианского предания ...». А известный современный исследователь Петр Кралюк в книге «Своя мудрость. Тарас Шевченко как мыслитель »придерживается совсем другого мнения:« Такая трактовка далеко не только от православия, но и вообще недопустимо в христианстве. Не случайно именно "Мария" потерпела едва ли не наибольшей критики со стороны клерикалов различных христианских конфессий. Если они готовы простить поэту различные свободомыслящие фрагменты в его произведениях, объясняя их "затемнением разума" гения, то с "Марией" было гораздо сложнее. Ведь это был большой системный произведение. <...> Иисус Христос интерпретируется ним не как Бог. Это видим в поэме "Мария", которую следует рассматривать произведением-кредо писателя в вопросах вероучения. <...> В общем Шевченково трактовки Бога кажется близким к христианскому. [...] И все же это не христианство ».

Можно спорить с господином Кралюком, и некоторыми другими учеными нашего времени, по такой оценки той фигуры, которую мы привыкли называть Великим Кобзарем, отцом Тарасом. Однако история с «Марией» - это яркий пример того, что даже для священной для художников свободы творчества, свободы мысли не следует терять главных ориентиров, изложенных в учении Церкви.

Хотите получить ответ православного богослова на Ваши вопросы?
Обращайтесь в редакцию: 43025 Луцк, Градный спуск, 1; (0332) 72-21-82; [email protected]

Вол. епарх. сем. - 2016. - № 3 (136)


 

 

Календарь

«     Август 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
www.deos-auto.qa2fa8b48 Copyright © 2016 All Rights Reserved.