Интересный город

Добро пожаловать!

Закрыть

Логин:

Пароль:

Вы вошли как гость, рекомендуем Вам авторизироваться либо пройти процесс регистрации . Если Вы забыли пароль, то Вы можете его восстановить .
 

Торговые марки МТЗ и «Belarus» арестованы в США и части ЕС, а имущество завода в Литве пойдет с молотка

фото Сергея Гудилина

фото Сергея Гудилина.

Эта история берет старт еще с 1990-х, когда Минский тракторный завод решил выйти на американский и канадский рынок. Продавать тракторы решено не через собственное представительство, а с помощью фирм Belarusian Equipment of Canada Limited ( «BEC», Канада) i Belarus Machinery Inc. ( «BMI», США). Несмотря на названия, в реальности первая компания полностью принадлежит российскому «ATEX», а во второй у российского «Автатрактарэкспарту» 90% акций, только остальные 10% - наши.

Такой подход объяснялся неосведомленностью маркетинга и работой по инерции. Ведь это совершенно та схема, по которой работали в СССР.

Более 10 лет (!) МТЗ поставлял этим фирмам машины и комплектующие без оплаты, «на реализацию». Конечно, дебиторская задолженность росла - в январе 1999 года упомянутые компании были виноваты МТЗ огромные суммы. «BMI» не оплатил $ 28,5 миллиона, а «BEC» - $ 3 миллиона плюс еще 9,5 миллиона канадских долларов.

МТЗ, в конце концов, пытается взыскать долги - даже начинает процедуру банкротства «BEC», но те отклоняют иск и выставляют МТЗ встречную претензию - о неудовлетворительной качества продукции.

В результате от безуспешности собственных усилий МТЗ обращается к американской компании Suraleb Inc., - это такие юридические коллекторы (чье название по странному совпадению зеркально читается как Belarus), - чтобы они помогли взыскать долги.

Американцы готовы взяться за дело, но выставляют свои жесткие условия. От того, что удастся взыскать они заберут себе от 12% до 50% в зависимости от общей суммы, но минимум $ 1,5 миллиона.

МТЗ эти условия устраивают, и компании подписывают контракт.

За полтора года Suraleb выбивает из россиян часть долгов в виде техники и имущества. Общая сумма взысканного на тот момент - почти $ 20 миллионов, из которых Suraleb хочет забрать за свои услуги $ 4,4 миллиона.

Фрагмент из постановления Стокгольмского трибунала от 31 мая 2006 (Case: 1:06 - cv - 03496), который в дальнейшем вел разбирательство между белорусским и американской компаниями

Однако МТЗ «по неизвестным причинам» не забирает имущество, которое взыскали американские коллекторы.

Здесь можно только делать предположения. «Наша Нива» не получила из МТЗ ответа на запрос о причинах такого поведения. Может быть, везти через океан реквизированы трактора было дороговато?

Тем временем американцы еще какое-то время пытаются переписками и давлением заставить белорусов оплатить свои услуги.

Но те все равно игнорируют требования.

Поэтому в 2003 году американская компания обращается в Стокгольмский арбитраж - это суд, который, согласно договору между МТЗ и Suraleb, имелся разбираться в их отношениях при спорах.

Американцы требуют, чтобы МТЗ оплатил задолженность и пеню, а также возместил юридические расходы.

Суд длится несколько лет. В конце мая 2006 года выносит решение, в котором определяет, что белорусский компания не выполнила договор, поэтому виновата и должна оплатить американцам услуги.

Правда, суд немного корректирует запросы американцев, делая перерасчет взысканного и, соответственно, награды.

С учетом частично погашен долг (за счет проданного имущества МТЗ в США) остается $ 2,1 миллиона общего долго перед американцами. Также белорусский компанию обязывают заплатить $ 340 тысяч в качестве пени, $ 987 тысяч за услуги юристов и 1,2 миллиона шведских крон на судебные издержки. Всего около $ 3,5 миллиона.

МТЗ отказался платить по всем этим счетам. Неизвестно, насколько серьезно на тот момент воспринимали белорусы постановление шведского суда, но в перспективе ударила она по ним очень больно.

Через несколько месяцев после шведского арбитража - в декабре 2006 года - его решение признается в Штатах и ​​принимается к исполнению.

Через несколько месяцев после шведского арбитража - в декабре 2006 года - его решение признается в Штатах и ​​принимается к исполнению

Решение суда в Иллинойсе. источник: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/USCOURTS-ilnd-1_06-cv-03496/pdf/USCOURTS-ilnd-1_06-cv-03496-0.pdf

Немного позже решение шведского арбитража принимается в Румынии и Канаде.

МТЗ долго избегал исполнения решения, но американцы продолжали давить и в прошлом году - в июне 2017 года - шведский арбитраж признается и в Литве.

МТЗ долго избегал исполнения решения, но американцы продолжали давить и в прошлом году - в июне 2017 года - шведский арбитраж признается и в Литве

«Шапка» документа о заседании. Со всей постановлением (на литовском языке) можно ознакомиться по этой ссылке .

Литовцы не стали тратить время и начали процесс принудительного исполнения.

На сегодня ситуация такова: в упомянутых странах (Литва, Канада, США, Румыния) арестованы все активы МТЗ. Филиал МТЗ прекратил свою деятельность в Литве, любая техника в собственности МТЗ будет конфисковано в пользу Suraleb при попытке въехать на территорию упомянутых стран.

МТЗ лишен права получать деньги от своих дилеров за поставленную продукцию.

Имущество МТЗ в Литве (в других странах уже все продано, но там незначительные суммы) в ближайшее время пойдет с молотка. Авторские права и знаки также арестованы - вот соответствующее постановление в государственном патентном бюро Литвы: торговая марка « белорус »И« Belarus »Находится под« временным ограничением прав ».

Буквально в мае 2018 года литовская суд принял к исполнению постановление канадского суда в Онтарио и обязал МТЗ оплатить юридические расходы и в этой стране, а там немалая сумма - почти $ 400 тысяч.

Из-за проблем с торговым знаком «МТЗ» и «Беларус» у завода возникнут сложности и с поставками техники в другие страны Евросоюза.

Насколько известно «Нашей Ниве», юристы американской компании собираются продвигать признание шведского арбитража в других странах ЕС.

На сегодня долг МТЗ составляет около $ 5 миллионов.

Примечательно, что на заводе эту ситуацию не стали комментировать общем - юрист предприятия сказала «Нашей Ниве», что «суды идут», а заместители директора по идеологии и экономике были «не особо в курсе ситуации».

Правда, с нами поговорил юрист компании Suraleb в Литве Эгидиюс Маркюнас.

«В 2016 году стороны предварительно договорились о мировом соглашении, но по неизвестным причинам МТЗ отказался подписывать его. Почему белорусский завод решил продолжить судебные разбирательства, мы не знаем. В связи с последующими судебными решениями сумма, которую должен был оплатить МТЗ, почти удвоилось и продолжает расти. Сейчас процесс взыскания долгов перешел на ту стадию, когда судебные приставы на аукционе будут продавать активы МТЗ: торговые знаки «УКР» и «МТЗ», дебиторские задолженности и прочие активы », - объясняет Маркюнас.

Нет ли возможности компенсировать долг перед американцами за счет того имущества, которое МТЗ «с не известным причинам» не стала забирать из Штатов?

«За это время в Америке в пользу Suraleb inc. была продана недвижимость МТЗ. А что за 18 лет стало с деталями тракторов, мебелью и тому подобным, вы, наверное, догадываетесь. Торговый знак MTZ i BELARUS утерян, и в Америке его уже контролирует Suraleb inc. », - добавил юрист.

«Гипотетически МТЗ может продавать технику через подставное фирму, чтобы она заезжала на территории упомянутых стран как имущество другой компании. Но на сегодня литовский дилер МТЗ решил не рисковать и платить за каждый проданный трактор администратору, назначенному судебным приставом. Ведь любая попытка обхода может быть вскрыты и прекращено в суде. Как результат - дальнейшее взыскание ущерба », - сказал также Маркюнас.

Он обратил внимание и на то, что литовскими приставами арестован торговые знаки «MTZ» i «BELARUS» на уровне WIPO - Всемирной организации интеллектуальной собственности.

МТЗ обжаловал действия приставов. Если суд отклонит их жалобу, то процесс будет бесповоротно - упомянутые марки пойдут на аукцион.

На данный момент непонятно, как ситуация будет развиваться дальше.

Известно, что она контролируется на уровне правительства - в 2015 году выходила постановление №1235 от 23 декабря «О некоторых вопросах наращивания и диверсификации экспорта и услуг».

Касательно МТЗ там сообщалось следующее: «Провести переговоры с юридическими фирмами по заключению сделки о представлении интересов МТЗ для окончательного разрешения ситуации в отношениях с компанией« Суралеб », а также« проработать вопросы наращивания тракторов на американский рынок ».

Примечательно, что в то же постановлении МТЗ предписывалось «восстановить репутацию в Китае». О Китае сказать трудно, но что проблема с американцами осталась нерешенной - это очевидно.

Насколько для МТЗ чувствительны $ 5 миллионов? Если еще в 2015 году МТЗ был полностью убыточным предприятием, то в 2017 он уже работал с чистой прибылью почти $ 34 миллиона.

Правда, на начало 2018 года за заводом оставались астрономические долги - долгосрочные обязательства по кредитам и займам составляли 511 миллионов рублей. Такие данные приводила издание « Белорусы и рынок ».

Артем Горбацевич

Может быть, везти через океан реквизированы трактора было дороговато?
Нет ли возможности компенсировать долг перед американцами за счет того имущества, которое МТЗ «с не известным причинам» не стала забирать из Штатов?
Насколько для МТЗ чувствительны $ 5 миллионов?

 

 

Календарь

«     Август 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
www.deos-auto.qa2fa8b48 Copyright © 2016 All Rights Reserved.